Италия
Воплотившаяся мечта
Октябрь 2022
Всю пандемию я мечта об Италии, смотрела лекции по архитектуре и истории, пересматривала фото прошлых поездок, обсуждала с друзьями, куда хочется снова попасть. Ждала открытия страны, но оно случилось летом 2022 после начала известных событий и как-то было стремно. Но в сентябре (за пару дней до мобилизации) мы с друзьями таки решились и купили билеты в Стамбул. Дальше опять долго думали ехать или нет, выпустят ли, впустят ли? Но рискнули, и это был просто подарок свыше. Шикарная поездка, никаких политических осложнений. И косые взгляды итальянцев мы ощущали всего пару раз.
Погода не подвела, за 10 дней не было ни одного дождливого дня, светило солнце и было не меньше 20 градусов. А на Амальфи вообще можно было еще купаться.
Маршрут
Рим
Первое место, в которое я хотела попасть после пандемии. На этой неделе в городе было невероятно много туристов, как для осени. Из новых мест. На это раз мы жили в отеле рядом с Аппиевой дорогой и катакомбами Святого Калиста, грех было не сходить. Ранние захоронения христиан тянуться на 19 км и прорыты в 4 яруса, более 1500 могил. В той части, в которую водят экскурсии все кости убраны, остались только дырки в туфе и фрески начала тысячелетия. Зрелище величественное и устрашающее. Дорога, засаженная туями.
В этот раз я открыла для себя район Трастевере. Мы первый раз пришли туда вечером в субботу и обалдели, в 12 ночи жизнь кипит, все места заняты, толпы студентов тусят. На следующее утро картина уже совсем другая, все спокойно и место для завтрака нашлось не сразу. Потом поднялись на гору к храмику Св.Петра, созданному на месте его распятия Браманте. А вечером мы пошли еще раз поужинать и затем в бар. А на следующий день поехали в Тиволи, это небольшой город, 40 минут от Рима с виллой с фонтанами. Прообраз нашего Петергофа, но круче. Построена в XVI веке для кардинала Д'Эсте. Очень красивое место и сам городишко симпатичный, старинный с каньоном и водопадом.
Амальфийское побережье и Геркуланум
Следующий день начался в Геркулануме. Сам современный город ужасен, просто помойка сплошная. А вот город, который засыпало пеплом сохранился лучше Помпей. Так интересно посмотреть, как люди жили две тысячи лет назад. Сохранились дома с росписями стен, лавки и даже 2 бара, где амфоры прямо вмонтированы в стойку.
Затем самая красивая в мире дорога по амальфискому побережью с умопомрачительными видами. Под вечер мы решили заехать в Равелло. город на горе над морем, с фантастическим видом. В нем есть Вилла Ева. Это вообще дорогой отель, но в сад пускают за 10 евро. Богатый английский аристократ "нашел" заброшенную виллу и разбил шикарный парк с прогулочной зоной над морем. Невероятно красиво. А сидеть в парке с видом на закат - просто волшебно.
Кастель Гандольфо
Утром, мы оказались от завтрака в отеле и поехали завтракать в ресторан на озере. Я понимаю, почему папам нравится это место. Сама летняя резиденция пап стоит на горе и вид из нее - потрясающий. Во дворец пускаю, на одном этаже галерея с портретами всех самых знаменитых пап, а этажом выше жилые покои и поскольку папы не было дома нас провели по его этажу. Все достаточно скромно, но с огромным вкусом. Стены отделы шелком, картины есть современные, а есть шедевры. Кабинет в угловой комнате, спальня. Во дворе выставка папамобилей. В сады мы, к сожалению, не попали.
Ассизи
Это один из моих любимых городов в Италии. Он расположен на горе, центральный Собор Св. Франциска виден издалека. Здесь похоронен основатель ордена францисканцев, знаменитый Франциск Асизский. Место погребения св. Франциска – базилика, сооружение которой было начато в 1228г. через 2 года после его смерти. Кстати редкий для Италии случай, но в Ассизи вход во все Соборы бесплатный, даже туда, где мощи Св. Франциска и Св. Клары. Внизу виа Корсо Мадзини расположена базилика Санта-Кьяра, место погребения святой Кьяры (Клары), последовательницы, а кто-то считает, что и возлюбленной св. Франциска, основательницы женского монашеского ордена кларетинок. На этот раз мы решили переночевать рядом с городом и вечером еще раз прошлись по темным улочкам после ужина в ресторане с мишленовской звездой.
Тоскана
Целый день мы колесили по типичной Тоскане. Заехали в Монтальчино и Монтепульчано. Сходили на винодельню на дегустацию вин, в закат встретили рядом со знаменитой аллеей кипарисов.
Сан-Джиминьяно
Этот город, конечно, особенный, со своими высокими башнями он не похож ни на что. Как они это построили в XIII веке?! Сан-Джиминьяно небольшой городок с узкими средневековыми улочками, уютными ресторанчиками и солнечными площадями. Но мы, конечно, приехали поесть лучшее в мире мороженое в кафе на главной площади. Это тоже одна из моих мечт. Мы подготовились, специально не завтракали, поэтому в первый заход взяли по 3 шарика: каштановое, тыквенное, табачное, помидорное, всякое необычное мороженое, все разное и пробовали друг у друга. Затем погуляли по ярмарке, залезли в крепость, послушали концерт и взяли еще по 2 шарика.
В это воскресенье в городе был фестиваль, все центральные площади были заставлены палатками с продуктами и ремесленными товарами. Я купила банку с трюфелями.
Сиена
Это для меня был обязательный пункт программы. Знаменитый сиенский собор, мой любимый, оставил самое яркое впечатление в прошлые разы. Сиенский собор один из самых величественных в Италии, был задуман как самый большой христианский храм в мире, но проект не был воплощен полностью из-за эпидемии чумы 1348 г. Поэтому то, что мы сейчас считаем Собором это только его часть, короткая сторона креста. А от длинной, остались стены и арка, которая дает представление о масштабе. Меня всегда поражает мозаичный пол, черно-белые полосатые колонны, поддерживают величественный свод, расписанный под ночное небо с золотыми звездами. Среди сокровищ этого храма скульптуры Микеланджело и Донателло.
Посидели на площади перед ратушей, которая напоминает раковину, выложенную кирпичом.
Флоренция
Одного дня на Флоренцию - мало, ничего не успели. Начали с утра со смотровой площадки на другой стороне реки, парковку там не нашли, пришлось быстро уехать. Затем от сада Боболи прошлись по Пунто Веккье до главной площади перед ратушей. Посмотрели еще раз на Давида, он, если внимательно посмотреть, совсем непропорциональный с длинными руками и огромными кистями. Прошлись мимо главного собора Марии дель Фьоре, он, как всегда, поражает мраморным оформлением. Дальше я хотела попасть в Сан Лоренцо, но легендарная капелла со статуями была закрыта. Мы просто зашли внутрь собора. Дальше вернулись на площадь перед Собором Санта-Кроче. Какой он все-таки лаконичный и красивый. В моем рейтинге соборов №2 после самого любимого, сиенского. Закончили день в прошутерии с твердым намереньем вернуться.
Болонья и Модена
По пути в аэропорт Бергамо заехали на пару часов в Болонью. Как-то этот город у меня всегда получается посетить проездом, а вообще-то там есть что посмотреть. Одну из падающих башен сейчас подразобрали, видимо совсем накренилась. А вторая стоит. Думаю, что надо бы как-нибудь приехать на подольше. Там шикарные улицы с магазинами как в Милане.
В Модене мы вообще провели всего пару часов. Посмотрели центральный собор с мощами Ст. Джиминьяно. Удивительный по конструкции храм 11 века с несколькими уровнями в алтарной части. Фрески древние. А в нижнем храме капители колонн как у нас во Владимире, рисунок идентичен, это для меня было открытием.
Рядом с Моденой музей Феррари с гоночным треком. Там можно посмотреть на болид Шумахера, на котором он неоднократно стал чемпионом Формулы 1. Ну и на другие известные машины этой марки.
За 2 недели поездки удалось отключиться от всего того безумия, которое творится сейчас. Несколько итальянцев с которыми мы общались не считали нас агрессорами. Они естественно, жалеют украинцев и огорчены ростом цен у себя, но понимают, что все, что происходит часть какой-то большой игры. Единственный раз когда нас догнала наша война, случился в Тоскане. Мы забронировали апартаменты под Сиеной в тихом месте на холме с видом, приехали поздно вечером и видим во дворе бывшей фермы 4 машины с украинскими номерами. Поскольку это было как раз то место, где мы планировали жить 4 ночи, мы решили не рисковать и уехали. Итальянка из агентства вроде бы нас поняла, но деньги за проживания они не вернули. А мы были вынуждены в ночи искать отель. На Букинге ничего нет, пришлось действовать старым способом, поехать в ближайший городок Кастельфьорентино и найти там отель Lami на главной площади. В отеле хозяйка - пожилая итальянка, очень колоритная, не говорит по-английски совсем, но нам как-то удалось понять, что ее семья владеет этим отелем больше 150 лет, а создала его ее бабушка. Внутри чисто, номера большие и везде антикварная мебель: какие-то стулья века 16, колокольчик, с шнуром и пружиной, в который звонили, чтобы позвать горничную.
Где остановиться?
Agroturismo La Lobra, Амальфи
На Амальфийском побережье жилье дорогое, мы нашли интересный вариант в небольшой деревне. Это ферма производит оливковое масло и выращивает лимоны, номера в нескольких старинных сельских домах, а вокруг лимонные сады. Море видно только со второго этажа, но вид на горы тоже достойный.
Carfagna Sandro, Асcизи

Следующим местом ночевки была сказочная ферма, под горой рядом с Ассизи, откуда открывается сказочный вид на город. Небольшие номера, чисто и аккуратно. Перед нашим номером на первом этаже была лужайка с видом на долину. Рядом пасутся лошади. Хозяйка сама готовит завтрак, кроме закусок можно еще заказать сделать что-то из яиц и очень вкусные домашние пироги. В комплекс входит отдельное здание ресторана, которые видимо пользуется популярностью и есть небольшой бассейн.
Il Poggiolo ai Casini, Руфино под Флоренцией
После первой неудачной попытки мочевки в Тоскане, мы искали место уже рядом с Флоренцией. Нашли отличный домик с 2 спальнями на перестроенной ферме, в горах и виноградниках. Его купила немка и устроила все основательно, теплый пол, посудомойка, стиралка и сушка, сауна и бассейн. В такое место хочется вернуться на подольше.
Флорентина
Где поесть?
Проехав столько городов, я могу отметить 7 мест, где мне действительно понравилось.
  • Carbonara, Рим
    На Cambo de' Fiore этому ресторану уже больше 100 лет, на ужин лучше записываться заранее, вечером все занято. кормят вкусно, меню большое, ценник правда туристический, все-таки самый центр Рима.
  • Ресторан Artemide, Руфино
    Когда мы заехали в свой домик в Тоскане, спросили у хозяев где поесть, они порекомендовали какую-то пиццерию в соседнем поселке, но мы хотели в ресторан. Нагуглили по отзывам ресторан в 30 минут езды, где-то на холме. Ехали по какой-то проселочной дороге в горку, темно, ничего нет вокруг, решили, что ошиблись. Вдруг за очередным поворотом большая парковка и ресторан набитый людьми. Нам с трудом нашли столик на террасе. После вкуснейших закусок, с закосом под высокую кухню мы решили взять Флорентину, для тех, кто не пробовал, это огромный стейк на кости толщиной 3-4 см. Вышел сам повар, вынес 1,5 кг мяса на четверых, мы долго уговаривали, что нам многовато будет, но он настоял. Дал его (сырое) попробовать! А топом принес готовый стейк, слегка прожаренный сверху, а в середине слегка теплый. Вкус - невероятный, мы легко с ним справились и даже потом хватило места для десерта.
  • La Basilica, Соренто
    Поесть в Италии во внеурочное время почти невозможно, у итальянцев обед в 13 до 15, а ужин не раньше 19. Мы набрели на этот мишленовский ресторан в 14.30, нам сказали, что кухня уже закрылась и все, что они могут подать это салаты, пицца и десерты. Мы согласились и не пожалели, очень понравилось, тонкая неаполитанская пицца и какие-то невероятный лимонный десерт.
  • Gelateria Dondoli, Сан-Джиминьяно
    Самое лучшее мороженое в мире. правда, ничего вкуснее и интереснее не ела. Сортов 50, причем они явно меняются, в прошлый раз я пробовала лавандовое с кедровым орехом, сейчас его уже нет. Но моя любимая сицилийская фисташка на месте.
  • Taverna del Colleone, Бергамо
    Траттория находится на центральной площади Alto Bergamo с 1610 года, т.е. больше 400 лет. Это, пожалуй, самый старый ресторан в котором я ела. Еда вкусная, десерты были просто выдающиеся и очень понравилось обслуживание.
  • La Prociutteria, Флоренция
    Колоритное место. Приходишь, выбираешь колбасу и сыр в нарезку потом под это выбираешь вино. Сидишь в тесноте, приносят все на деревяной посуде.
  • Trattoria Da Erminio, Асcизи
    Для ресторана с мишленовской звездой вполне демократичные цены, что-то в районе 40 евро за ужин на человека с вином. Нашли это место случайно, просто шли по улице мимо и решили забронировать столик на вечер. Правильно сделали, поскольку занято было все. Уютное маленькое заведение с типично итальянской домашней кухней, ничего особенно необычного, но очень вкусно.
Что купить?
У настоящего Кьянти Классико на горлышке обязательно должен быть нарисован черный петух на красном фоне и на этикетке стоять буквы DOC.
Тоскана традиционно славиться изделиями из кожи сумки, куртки, обувь здесь продается на каждом углу. Мы конечно, заехали в аутлет в Барберино, рядом с Флоренцией и с пользой провели там целый день, даже пришлось еще один чемодан покупать. При текущем курсе, например, джинсы Levi's я купила 3 пары по цене 1 пары в Москве.
И вина. Мы заехали на дегустацию в винодельню Poggio Grande под Монтепульчано практически наобум, само место было очень красивое на горе с видом и увезли оттуда все, что понравилось. В супермаркете вина подорожали, приличное начинается от 8 евро, на винодельне от 15 евро за вино из Санджовезе. На юге я открыла для себя белую Фалангину.
Для сладкоежек приятным подарком станет Panforte из Сиены. Это пирог из спрессованных сухофруктов с орехами, я очень люблю.